Такой вид развлечения, как квест, только кажется молодым. На деле его история охватывает несколько десятилетий, в ходе которых появлялись усовершенствования и новые интересные этапы. Проследим их эволюцию вместе.
С чего все началось
В начале было слово. Путь популярных ныне квестов в буквальном смысле начался с текста. Считается, что зарождение развлечения произошло в 1970-х годах. В этот период компьютеры представляли собой громоздкую конструкцию, и пользовались ими лишь единицы. В таких условиях известный программист и спелеолог Уильям Краудер разработал первую текстовую игру под названием Colossal Cave Adventure.
Никакой красочной графики не было: все, что предлагала игра, — это строки текста, описывающего различные пещеры. Игроку предстояло взять на себя роль исследователя и при помощи специальных команд решать головоломки, чтобы добраться до сокровища. Речь идет не о простом управлении персонажем, а об изменении сюжета своими решениями. Надо ли говорить, что это стало настоящим прорывом?
Игра стала прародительницей целого жанра, который долгие годы не терял актуальности. Идея претерпела изменения и обзавелась более сложными сюжетами и головоломками, появился юмор и элементы ролевой игры.
Добавляем визуал
В 1980-х годах совершается очередной прорыв — появляются графические интерфейсы, позволяющие переключиться с вымышленного мира у себя в голове на то, что игрок видит перед глазами. Так, 5 мая 1980 года супруги Кен и Роберта Уильямс представляют Mystery House для Apple II. Главные герои игры оказываются в центре сюжета романа «Десять негритят», написанного Агатой Кристи. Основное отличие от обычных игр заключалось в декоративных иллюстрациях — управление персонажем происходило на фоне статичного изображения, которое разгоняло фантазию.
Некоторые приемы игры вовсе были заимствованы из настольной игры Cluedo, но факт остается фактом — у видеоигр появилось изображение, пусть и примитивное. Спустя 13 лет братья Рэнд и Робин Миллеры представляют знаковую игру Myst, где игрок попадает на таинственный остров и постепенно раскрывает историю персонажей, разгадывая загадки. Здесь игрока ожидает проработанный визуал и полное погружение в историю.
Братья приобрели известность благодаря работе над детскими играми, а Myst стала первым проектом, рассчитанным на взрослую аудиторию. Успех был настолько ошеломительным, что игра превратилась в целый сериал с четырьмя продолжениями, ее неоднократно брали за основу художественных произведений и даже переиздавали в 3D-версиях.
Выход за пределы экрана
Первые квест-румы сделали виртуальность реальностью. Онлайн-пространство перекочевало в обычные комнаты и не потеряло своей исключительности. Первая квест-комната была создана японской компанией SCRAP в 2007 году. В ее основу лег популярный на тот момент жанр escape the room. Суть сводилась к следующему: нескольких игроков запирали в комнате, полной подсказок. Используя свою смекалку и интеллект, им предстояло раскрыть сюжет и найти путь на свободу.
С момента открытия компании удалось провести игры для 200 тысяч человек, включая масштабные мероприятия на стадионах сразу для сотен игроков. Тема активно форсилась в реалити-шоу, и уже в 2012 году SCRAP добралась до США. За этот период квест-румы открылись в Сингапуре, Малайзии, Тайване и Гонконге. Начинаются эксперименты с темами — за основу берутся известные фильмы, книги и исторические события.
С 2011 года жанр появился в Европе как самостоятельный, независимый от Азии. Принято считать, что пионером стала венгерская компания Parapark, которая не скрывала от игроков, что именно их ожидает. В 2012 году открылся первый квест-рум в России. Весной в Екатеринбурге появляется проект, который закрывается к осени, и только спустя год в Москве сфера развлечений меняется навсегда благодаря открытию двух квестов от компании «Клаустрофобия».
Эскейп-комната получила оформление в стиле психиатрической больницы, которое обошлось в 1,2 млн рублей. Периодически локации ремонтировались и совершенствовались. Предполагалось, что проект станет кратковременным развлечением и окупится через год, но деньги удалось вернуть меньше чем через два месяца. Более того, организаторам даже не пришлось вкладываться в рекламу.
Наши дни
Современные квест-комнаты отличаются высокотехнологичностью и интерактивностью. Нередко разработчики используют элементы дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) для создания более реалистичного мира и полного погружения в атмосферу. В некоторых квестах игрокам предлагают специальные устройства для взаимодействия с виртуальными объектами и решения задач в смешанной реальности.
В театре страшных историй «Территория Мистики», например, акцент сделан на самом игроке — он оказывается в центре истории и создает спектакль вместе с другими персонажами. Суть игры спустя столько лет совершенствований и изменений осталась прежней: разгадать главную тайну.
Почему квесты получили такую популярность?
Секрет успеха в первую очередь кроется в сочетании простого развлечения, интеллектуальной нагрузки и использования социальных навыков. Люди выбирают квесты по нескольким причинам:
- Возможность проверить свою смекалку. С помощью поиска нестандартных выходов и решений можно тренировать мышление и примерять роль настоящего детектива.
- Азарт и адреналин. Благодаря таинственной атмосфере и закрученным сюжетам игроки испытывают настоящую радость от разгаданных секретов и поисков. Квесты оставляют после себя яркие впечатления и воспоминания.
- Время с семьей и друзьями. Большинство квестов рассчитано на нескольких игроков, поэтому окунуться в мир загадок можно вместе с близкими людьми. Отличный повод собраться вместе.
- Множество жанров. Современные варианты эскейп-румов не заканчиваются на хоррор-тематике — существует огромное количество игр для детей, с участием актеров, в самых разнообразных стилистиках и на любое количество участников.
Популярность этого развлечения продолжает расти. Игры обзаводятся новыми технологиями и интерактивными декорациями, организаторы придумывают новые интересные ходы и сюжетные повороты, удерживая внимание игрока максимально долгое время. Приглашаем вас провести время интересно и продуктивно в нашем театре страшных историй «Территория Мистики».