Прелоадер картинка

Почему иногда клоуны кажутся опасными, как преодолеть коулрофобию?

Почему иногда клоуны кажутся опасными, как преодолеть коулрофобию?

В переводе с английского языка, клоун — простак, деревенщина, крестьянин. Роль комического персонажа на сцене цирка, театра или в кино — поднимать зрителям настроение. Вышний вид и поступки персонажа не соответствует общепринятым правилам поведения. Артист намеренно неуклюже передвигается, совершает нелепые поступки, гротескно загримирован.  

Много лет назад при появлении клоуна взрослые и дети улыбались. Прошли года, некоторые люди изменили отношение к артистам комического жанра. Появились термины «коулрофобия» и «эффект страшной долины».  

Первое слово обозначает вид психического расстройства, которое выражается в безотчетном страхе взрослых людей и детей перед клоунами. Пока врачи официально не признают заболевание, но отношение может измениться.  

Звезда американского кинематографа — Джонн Депп — не раз признавался журналистам в коулрофобии. Чтобы обуздать страх, голливудский актер повесил у себя в доме картины Джона Уэйна Гейси-младшего, известного под именем Клоуна-убийцы. Преступник любил общаться с молодежью и часто переодевался в клоуна Пого. По данным полиции, мужчина заманил в свой дом 33 человека.

На основе реальных фактов из жизни серийного убийцы Стивен Кинг создал роман «Оно». Действующее лицо — клоун Пеннивайз. Сюжет книги лег в основу фильма-ужастика.  

Создатели театра страшных историй «Территория Мистики»  рассказывают, почему люди боятся клоунов и роботов.

Что такое «эффект страшной долины»?

Самое известное исследование влияния человекоподобных существ принадлежит японскому инженеру-робототехнику Масахиро Мори. Ученый исследовал проблему, почему некоторые электронные устройства роботы-андроиды (человекообразные механизмы) вызывают у людей тревогу, страх и отторжение.  

Результаты эксперимента инженер отмечал на графике, где одна координата — реакция добровольцев, другая ось — степень похожести (человекоподобность) искусственно созданного объекта.

В начале испытаний добровольцы реагировали предсказуемо: чем больше гуманоид похож на человека, тем сильнее симпатия. В какой-то момент реакция кардинально изменилась, кривая линия опустилась ниже нуля. Испытуемые сильно испугались и проявляли неприязнь к человекообразным устройствам. Когда участникам эксперимента показали куклу в образе здорового человека, страх исчез, синусоида пошла вверх. «Зловещая долина» — расстояние между точкой падения и взлета настроения на горизонтальной оси графика.

Масахиро Мори сформулировал гипотезу: у людей возникает страх и отвращение, когда манера поведения человекообразного существа не совпадает с привычным способом реагирования. Инженер установил закономерность: зритель позитивно воспринимает движущиеся объекты, которые меньше других похожи на человека и передвигаются неестественным образом. Слабее реакция на куклы и чучела (без механизмов и электронных компонентов).

Кроме роботов-гуманоидов, неприязнь некоторых людей распространяется на клоунов цирков, персонажей спектаклей, шоу, мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр. Эффект «Зловещей долины» используют в произведениях развлекательного жанра, когда разрабатывают сюжеты, локации, образы персонажей. Знание особенностей восприятия помогает управлять эмоциями зрителя.  

Аналогичные исследования продолжаются сейчас, выводы противоречивы. По одной версии, человек не понимает мотивы поведения и поступки человекообразных существ, поэтому возникает страх, а не сопереживание. 

Согласно другой теории исследователей, люди не испытывают эмоций к роботам, так как искусственно созданные объекты не способны на ответную реакцию. Когда не происходит обмен энергией, сложно установить контакт. 

Почему клоуны и мимы пугают людей?

На эмоциональную реакцию человека влияет не только внешний облик персонажа. Имеет значение походка и реакции тела, поэтому динамические человекообразные существа пугают людей сильнее статичных объектов.  

Игра мима предполагает утрированную мимику: лицо сильно загримировано. Актер выражает эмоции через характерную для жанра пластику рук, ног, корпуса и головы. Неподготовленному человеку сложно воспроизвести разыгранное представление, поэтому движения кажутся неестественными.  

В пять лет будущему голливудскому актеру Хавьеру Ботету поставили диагноз — синдром Марфана. Дегенеративные изменения отразились на внешности и движениях мужчины. У Хавьера чрезмерно удлиненные части тела (кисти, ноги, руки, пальцы, стопы) и минимальный объем жировой массы: при росте 205 см вес мужчины составляет 56 кг).  

Хавьер артистичен и славится фантастической гибкостью тела. Лучшие мимы не в состоянии воспроизвести пластику голливудского актера. 

По мнению критиков, никто не вживается в образ жуткого монстра лучше, чем Хавьер Ботет. Актер сыграл ведущие роли в известных фильмах-ужастиках: «Мама», «Оно», «Slender Man» (образ Слендермена). В отзывах зрители описывают сильные эмоции, которые испытали при просмотре видео.

Где встретиться с жутким клоуном, и не испугаться?

Пеннивайз — клоун из фильма-ужастика «Оно». В театре страшных историй «Территория Мистики» главный герой прибыл из вымышленного города Дерри, созданного воображением писателя Стивена Кинга. 

Сюжет начинается с описания ситуации. В городе действует загадочный серийный убийца, который охотится на детей. Участники событий — семеро ребят, которые рассказывают родителям о встрече со страшным существом Оно.  

Ужасный монстр принимает любые обличья, чаще — клоуна Пеннивайза. Жители города Дерри объяты кошмаром, однако взрослые люди не верят в реальность фантастического существа.   

Ребята не находят поддержки у родителей, поэтому друзья объединяются в «Клуб Неудачников», чтобы найти и убить монстра. Дети дают бой чудищу, но серьезно раненому существу удается убежать и спрятаться. Чтобы восстановить силы, монстр погружается в спячку. 

Через 27 лет волна массовых убийств в городе Дерри повторяется. Пятеро повзрослевших ребят возвращается домой и клянутся расправиться с Оно. «Неудачники» спускаются в подземелье (коллектор) и уничтожают серийного убийцу.

По мотивам произведения Стивена Кинга в театре страшных историй «Территория Мистики» был запущен спектакль-экшен «Оно», где монстр успешно пугал подростков 14+ до мая 2024 года. В настоящий момент «Оно» снят с показа, но мы приглашаем вас принять участие в других интерактивных представлениях. Если вам хочется встретиться именно с клоуном, посетите спектакль-экшн 14+ «Оно».  

Докажи, что ты не боишься, приходи на «Территорию Мистики», чтобы встретиться с жутким клоуном!

Оформить заявку

Нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.

Форма успешно отправлена!
Форма успешно отправлена!
Произошла ошибка!
Произошла ошибка!